Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты - как для работников, так и для работодателей.
Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.
В перечень основных понятий в ст.209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст.209 ТК РФ - это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья - 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий - предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст.216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
Кроме этого, с 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст.76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст.185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч.1 ст.157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст.221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода - до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность - обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст.214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ - одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст.216.1 ТК Ф).
Помощник прокурора района юрист 1 класса Е.В. Демьянова
28 июня 2021 года Президент Российской Федерации подписал закон №231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Вступит он в силу через год после опубликования - 29 июня 2022 года.
Таким образом, до лета следующего года оружие можно приобрести и оформить по старым правилам. Но знать, что изменится, нужно заранее. Тем более что административные штрафы за нарушение законодательства, связанного с оружием, тоже увеличатся.
В закон добавили новые понятия. Так, в статье 1 закона «Об оружии» не было отдельных понятий для гладкоствольного и нарезного оружия. В результате имелась лазейка: гладкоствольным с точки зрения закона считалось и оружие, у которого в стволе есть нарезы, но они расположены не по всей длине ствола. А также то, чей ствол имеет изнутри особую форму, придающую вращение пуле.
К тому же не было понятий спускового и ударного механизмов и четкого определения, что означает «переделка оружия».
В новой редакции закона гладкоствольным оружием считается только такое, где ствол имеет гладкую и ровную внутреннюю поверхность на всем протяжении.
Еще в закон вводится несколько новых понятий:
- спусковой механизм оружия – предназначен для управления началом и окончанием стрельбы;
- ударный механизм оружия – обеспечивает приведение в действие ударного средства инициирования патрона.
В соответствии с вышеуказанным законом переделкой оружия будет считаться:
1.Замена изменение формы и размеров основных частей оружия — ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки либо деталей ударного и спускового механизмов.
Замена или изменение частей списанного, пневматического, сигнального, газового или метательного стрелкового оружия, если в результате изменились характеристики, учитываемые при сертификации.
Уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера, клейма оружия.
Тюнинг оружия не запрещен. Как и раньше, можно поменять приклад на новый, отполировать ствол или покрасить его. Но вот маркировку на оружии и любые клейма на нем теперь лучше не удалять и не закрашивать
Изменения касаются и владельцев арбалетов и луков: установка элементов, меняющих силу натяжения, может привести к проблемам. То же самое относится и к пневматическому оружию
Сверловка ствола, позволяющая придавать пуле вращение, и любые нарезы, независимо от их длины, автоматически переводят оружие в категорию нарезного, а значит, купить его можно будет только после пяти лет владения гладкоствольным.
Переделка оружия подпадает под запрет.
Помощник прокурора района юрист 1 класса Е.В. Демьянова
Федеральным законом от 26 мая 2021 года №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №153-ФЗ) внесено ряд поправок в части порядка назначения пенсий, социальных доплат к ним и других выплат гражданам, который вступит в силу с 1 января 2022 года.
Так, граждане, которые остались без работы в предпенсионном возрасте, вправе выйти на пенсию на два года раньше установленного срока (мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины - 55 лет). Таким правом можно воспользоваться при наличии следующих условий:
- человек потерял работу в связи с увольнением в результате сокращения численности или штата, а также ликвидации организации;
- страховой стаж должен быть не меньше 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) либо необходимый стаж работы на соответствующих видах работ.
Указанное осуществляется по предложению службы занятости при отсутствии возможности трудоустройства безработных граждан. Досрочная пенсия будет выплачиваться такому гражданину до момента наступления им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Изменения внесены в п.2 ст.32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Поправками вводится беззаявительный порядок получения страховых и социальных пенсий по инвалидности, которые назначаются со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину. Изменения внесены новым п.2.1. ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Законом №153-ФЗ предусмотрены также и иные изменения. В частности, установлена возможность досрочной выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, в случае, если на территории введен режим ЧС.
С даты вступления в силу поправок, на ПФР будут возложены обязанности по информированию граждан, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины) о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информирование предусматривается раз в три года, при условии, что данные лица не получают какую-либо пенсию.
Помощник прокурора района юрист 1 класса Е.В. Демьянова
Федеральным законом от 05 апреля 2021 года №84-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внесенными изменениями усилена административная ответственность за административные правонарушения, предусмотренные статьями 10.4 (непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры), 10.5 (непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры), 10.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры).
Так, за непринятие должностными лицами мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.4 КоАП РФ) установлен административный штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ранее – от 3 тыс. до 4 тыс. рублей).
За непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.5 КоАП РФ) административный штраф составляет от 3 тыс. до 4 тыс. рублей для граждан, от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц, от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц (ранее - административный штраф составлял от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей для граждан, от 3 тыс. до 4 тыс. рублей для должностных лиц и от 30 тыс. до 40 тысяч рублей для юридических лиц).
За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.51 КоАП РФ), административный штраф для граждан установлен в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (ранее - от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей).
Необходимые по медицинским показаниям лекарства пенсионеры могут получить со скидкой в размере 50 % в соответствии с приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Такое право возникает у лиц, получивших статус пенсионера:
- в связи с достижением пенсионного возраста;
- присвоением инвалидности;
- потерей кормильца.
Обязательным условием для оформления льготы является получение пенсии в минимальном размере.
Чтобы приобрести лекарства по сниженной стоимости, необходимо:
- обратиться в территориальное отделение ПФР, в котором гражданину была назначена пенсия;
- подать заявление на предоставление социальной услуги в натуральной или денежной форме (в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на получение льготы, может отказаться от ее предоставления взамен на выплату денежной компенсации).
Работающие инвалиды II группы и инвалиды III группы также могут получать лекарства со скидкой в размере 50 %.
Получить медикаменты совершенно бесплатно могут инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы, а также пенсионеры, имеющие такие заболевания, как рассеянный склероз, гемофилия, сахарный диабет, болезнь Гоше, муковисцидоз, шизофрения; нуждающимся в иммуносупрессии после трансплантации органов и тканей.
Необходимо знать, что льгота в 50% предоставляется только при наличии рецепта от лечащего врача, заполненного по всем правилам, установленным Приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н. Рецепт должен быть выписан в двух экземплярах, один из которых пациент отдаёт в аптеку, а другой понадобится для получения компенсации, так как льгота предоставляется не по месту приобретения препарата. Пенсионер покупает лекарство за свой счёт, а затем получает компенсацию от социальных служб в размере половины от его стоимости.
Приказом №4н также установлена продолжительность времени, в течение которого рецепт должен быть использован:
- 15 дней для рецептов по форме № 148-1/у-88;
- 30 дней для рецептов по форме № 148-1/у-04 (л) и № 148-1/у-06 (л);
- 90 дней для рецептов, выписанных на имя граждан пенсионного возраста, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями.
Важно знать! Отсутствующее лекарство должно быть предоставлено в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в аптеку (пункт 2.7 приказа Минздравсоцразвития от 29.12.2004 № 328). Если по истечении указанного срока лекарство так и не появилось, Вы вправе обратиться в Департамент по здравоохранению по Брянской области с соответствующим заявлением.
Также, в случае нарушения работниками медицинской организации и (или) аптечной организации порядка предоставления льготных лекарственных препаратов, вы можете обратиться с заявлением в прокуратуру Трубчевского района по адресу: г.Трубчевск, ул.Урицкого, д.22 «а».
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies,и другие аналогичные технологии, которые сохраняются на Вашем компьютере. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий. Подробнее ознакомиться с политикой конфиденциальности Вы можете в разделе "Политика конфиденциальности".
Согласен
Общественное голосование
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!