МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры
Методика разработана по результатам (на основе) анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных и методических документов, а также зарубежного и российского опыта в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Представленная методика призвана стать основой:
- объективизации и систематизации информации, в том числе с использованием автоматизированных систем, о доступности объектов и услуг в приоритетных для инвалидов сферах жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;
- создания карт доступности объектов и услуг на региональном и федеральном уровне, а также соответствующих информационно-справочных материалов для специалистов и граждан;
- разработки обоснованных управленческих решений - планов и программ обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.
1. Нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других МГН
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН может достигаться двумя путями:
- архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
- организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий». Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны).
«Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона».
2. Организация паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
Приоритетными должны быть признаны учреждения и организации следующих сфер: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.
Перечисленные виды объектов должны быть отнесены к категории приоритетных сфер жизнедеятельности для организации работы по паспортизации (мониторингу состояния доступности) этих объектов и доступности предоставляемых ими услуг.
Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с представителями потребителя – общественными организациями инвалидов.
Основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры».
Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется в «Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг». В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов - для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.
3. Участники системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности
- исполнительные органы государственной (муниципальной) власти (ИОГВ);
- коллегиальные координирующие и совещательные органы – комиссии (советы) на уровне субъекта РФ и местные;
- социальные службы (органы и учреждения социальной защиты населения);
- общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения);
Для обеспечения взаимодействия ИОГВ, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на соответствующей территории рекомендуется рассматривать вопросы на действующем коллегиальном совещательном органе (например, Координационном совете по делам инвалидов).
На уровне территориальных образований для проведения обследования объектов социальной инфраструктуры должны быть созданы местные рабочие группы в составе:
- руководитель органа местного самоуправления или его заместитель по социальным вопросам (председатель),
- руководители или заместители ведомственных (территориальных) органов власти (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, жилищной политики, занятости населения),
- представители органов власти в сфере градостроительства и архитектуры, строительного надзора, имущественного комплекса, благоустройства,
- представители общественных организаций инвалидов (их территориальные подразделения),
- представители обследуемого объекта (учреждения, организации на объекте),
Можно возложить эти задачи и функции на действующий коллегиальный совещательный орган (например, Координационный совет по делам инвалидов).
СКАЧАТЬ (документ с приложениями)