Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
- - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
- - лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- - преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- - вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- - задержка психического развития;
- - трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- - низкая самооценка;
- - эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- - избыточная потребность во внимании;
- - депрессия, попытки суицида;
- - неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- - ложь, воровство, девиации в поведении;
- - нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Для детей раннего возрастаболее характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде —депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию
- - дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
- - дети раннего возраста;
- - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
- - дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
- - дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
- - родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
- - в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- - сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
- Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
- Предложите родителям обратиться к психологу за консультативной помощью.
- Обратитесь в орган опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
- Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.