ОПЕКА НАД НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
В работе по реализации данных задач специалисты опеки и попечительства руководствуются статьями 29-40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства РФ от 17.11.2010г № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.08.2011г № 891н «О реализации пункта 17 правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010г № 927».
Порядок признания граждан недееспособными
Порядок признания гражданина недееспособным определяются гл. 31 ГПК РФ.
Заявление о признании гражданина недееспособным может быть подано членами семьи и близкими родственниками независимо от совместного проживания, органами опеки и попечительства, психиатрическим или психоневрологическим учреждением. К близким родственникам относятся в данном случае родители, дети, родные братья и сестры, супруги.
Заявление подается в суд по месту жительства гражданина, подлежащего признанию недееспособным, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение, по месту нахождения данного учреждения.
Оформление опеки (попечительства) над признанными в судебном порядке недееспособными (ограниченно дееспособными) гражданами
После получения решения суда, кандидату в опекуны необходимо придти в орган опеки и попечительства с документами (перечень которых представлен далее) для назначения опеки над гражданином, признанным недееспособным.
Список документов для гражданина, изъявившего желание стать опекуном над недееспособным гражданином
Гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем), предоставляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
1. Заявление с просьбой о назначении его опекуном;
2. Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров – копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
3. Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
4. Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
5. Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном;
6. Копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
7. Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием недееспособного в семью;
8. Автобиография;
9. Копия паспорта гражданина, изъявившего желание стать опекуном;
10. Справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);
11. Документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими правилами (при наличии).
Список документов
для гражданина, признанного судом недееспособным
1. Копия паспорта недееспособного гражданина;
2. Копия решения суда о признании гражданина недееспособным;
3. Медицинские документы о состоянии здоровья недееспособного гражданина;
4. Выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи;
5. Правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельство о гос.регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера);
6. Договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих подопечному на праве собственности;
7. Договоры об открытии на имя подопечного счетов в кредитных организациях;
8. Справка из пенсионного фонда о размере выплат на недееспособного;
9. Полис обязательного медицинского страхования;
10. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
11. Пенсионная книжка подопечного;
12. Справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом;
13. Свидетельство о праве на наследство.
Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов, по форме отчета).
Специалист органа опеки и попечительства Трубчевского муниципального района, ответственный за работу с совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) гражданами –
старший инспектор отдела по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Трубчевского муниципального района
Борисова Елена Владимировна
тел./факс: (48352) 2-21-29, 89532877720