Предприятие готовится к проведению работ по специальной оценке условий труда. Выбирая организации для проведения СОУТ, столкнулись с тем, что некоторые из них не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ, а работают по уведомлению органа аккредитации, позволяющему проводить аттестацию рабочих мест. На что следует обращать внимание в этом случае? Какие ключевые требования к организациям, проводящим СОУТ? |
Особое место в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отводится подготовительному этапу, в ходе которого производится отбор организации, которая будет проводить процедуру. Пристальное внимание нужно уделить выбору исполнителя. Ключевыми требованиями к таким организациям, безусловно, являются наличие лаборатории, аккредитованной в Росаккредитации, и квалификация экспертов, проводящих СОУТ.
Статьей 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) определено, что к выполнению работ по спецоценке допускаются эксперты, прошедшие аттестацию на право выполнения данных работ и имеющие соответствующий сертификат (далее – сертификат эксперта).
Аттестация экспертов, по факту, представляет собой тестовый экзамен в дистанционном режиме в Государственной инспекции по труду на региональном уровне. Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 614. По результатам аттестации кандидат получает соответствующий сертификат.
Сведения об экспертах, имеющих данный сертификат, размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации. В настоящее время в Реестре насчитывается более 3 000 экспертов. Кроме того, обязанности экспертов организаций, работающих по переходным положениям Федерального закона № 426-ФЗ (то есть тех, которые не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ, а работают по уведомлению, позволяющему проводить аттестацию рабочих мест), вправе выполнять сотрудники, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные законодательством о техническом регулировании к работе в испытательных лабораториях, по состоянию на 1 января 2014 года, но не позднее окончания переходного периода (до 31.12.2018). И здесь заказчикам, производящим отбор организаций, работающих по переходным положениям, приходится быть особо внимательными. Получается, что эксперт, который был принят в организацию после 1 января 2014 года и не имеет сертификата эксперта, не вправе выполнять эти функции. Это можно проверить, запросив заверенную копию трудовой книжки.
Какие же основные функции выполняет эксперт в рамках проведения СОУТ?
В ходе проведения процедуры специальной оценки условий труда эксперт осуществляет выполнение следующих функций:
- отвечает на обращения работников по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте (статья 5 Федерального закона № 426-ФЗ);
- проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (при этом он должен учитывать производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками, результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследования, случаи производственного травматизма и профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных производственных факторов (ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ); перечень подлежащих исследованиям вредных производственных факторов формируется экспертом в соответствии с Классификатором потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н);
- осуществляет исследования значений вредных производственных факторов (эту задачу также вправе реализовывать испытательная лаборатория и иные работники организации, проводящей СОУТ (статья 12 Федерального закона № 426-ФЗ));
- представляет комиссии свое мнение о возможности использования иных результатов исследования вредных производственных факторов при проведении СОУТ (статья 12 Федерального закона № 426-ФЗ);
- определяет классы условий труда на рабочих местах по результатам проведения исследований (статья 12 Федерального закона № 426-ФЗ);
- представляет комиссии заключение о возможности снижения класса вредности на одну степень в случае применения эффективных средств индивидуальной защиты (статья 14 Федерального закона № 426-ФЗ).
Можно выделить основные характеристики, определяющие компетенцию эксперта:
- наличие сертификата эксперта по специальной оценке условий труда, фактическое наличие которого следует проверить на сайте Минтруда России;
- опыт работы с крупными и средними предприятиями по проведению специальной оценки рабочих мест по определенной сфере деятельности (не лишним будет получить отзыв о квалификации эксперта у представителей тех предприятий, на которых эксперт проводил СОУТ);
- наличие дополнительного образования в сфере охраны труда;
- умение аргументировано отвечать на вопросы, возникающие в ходе проведения СОУТ.
Процедура проведения СОУТ, помимо влияния на определение льгот и компенсаций, также затрагивает их пенсионные права, что делает значительным уровень требований к компетентности эксперта.
СКАЧАТЬ (документ с приложениями) |