К 110-летию Даниила Андреева
«Он рядом жил. Сады соседили…»
2 февраля в центральной районной библиотеке сотрудниками местного литературного музея была представлена ретроспектива «Трубчевская история в лицах». Тема обозрения: «Трубчевские друзья Даниила Андреева. Семья Левенков». Аудитория – сельские библиотекари. Как сказал сотрудник литературного музея Б. Ю. Лозов, начиная свое выступление, наступивший год – год 110-летия удивительного поэта и мыслителя Даниила Андреева, жизнь и творчество которого счастливо связаны с Трубчевском.
На экране перед собравшимися крупным планом демонстрировались фотоматериалы о жизни Протасия Пантелеевича Левенка, трубчевского учителя рисования – преподавателя местного педагогического училища (в районе практически все учителя начальных классов старшего поколения, в том числе, конечно, и в сельских школах – ученики Левенка), и членов его семьи, в которой было семеро детей, и все они были многогранно одаренными людьми. Атмосфера семьи благодатно способствовала их разностороннему развитию: почти все дети имели музыкальные способности, способности к изобразительному искусству, техническому конструированию, изучению языков и т.п. Достаточно сказать, что один из сыновей, Всеволод Протасьевич Левенок, ставший известным ученым-археологом, в юности, однако, получил специальное образование в области живописи и был принят в Российскую ассоциацию художников. А живя в Ленинграде и работая в археологическом отделении Академии наук СССР, в свободное время играл на кларнете в народной филармонии. А владевшая несколькими иностранными языками дочь Левенка, Евгения Протасьевна, преподававшая в Трубчевске …астрономию, так смогла увлечь своих учеников этим предметом, что один из них, К.А.Порцевский, стал ученым-астрономом и не один десяток лет был директором Московского планетария. Даниил Андреев в течение нескольких лет до войны приезжал в Трубчевск и снимал жилье недалеко от дома Левенков.
…Он рядом жил. Сады соседили.
И стала бедная калитка
Дороже золотого слитка
Мне в эти скудные года.
На спаде зноя, если душная
Истома нежила природу,
Беззвучно я по огороду
Меж рыхлых грядок проходил,
Чтоб под развесистыми грушами
Мечтать в причудливых беседах
О Лермонтове, сагах, ведах,
О языке ночных светил…
-так писал он в своем стихотворении «Памяти друга», посвященном Протасию Пантелеевичу Левенку.
«Раз попав сюда», пишет жена поэта Алла Александровна, «он навек был очарован этими местами» и этими людьми – семьей Левенков. И дороже общения с эти патриархальным семейством и особенно с главой семьи Протасием Пантелеевичем, мудрецом и художником по своей сути, олицетворением интеллигента, была только, может быть, первозданная природа трубчевских окрестностей, где родятся потом у гения такие поэмы, как «Лесная кровь», «Немереча» и многие другие поэтические и прозаические произведения, включая знаменитую «Розу Мира»
Н. Соболева,
сотрудник Трубчевского литературного музея