МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации администрацией Трубчевского муниципального района государственных полномочий Брянской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и по созданию и обеспечению деятельности административной комиссии |
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях практической реализации переданных органам местного самоуправления в лице администрации Трубчевского муниципального района (далее - администрация) в соответствии с Законом Брянской области от 05.08.2002 № 47-З (ред. от 10.08.2015г.) «Об административных правонарушениях», Законом Брянской области от 15.06.2007 № 84-З (ред. от 29.12.2012г.) «Об административных комиссиях в муниципальных образованиях в Брянской области», Законом Брянской области от 15.06.2007 № 88-З (ред. от 10.08.2015г.) «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», Законом Брянской области от 09.03.2011 № 18-З (ред. от 08.12.2014г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Законом Брянской области от 28.12.2012 № 100-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области», Законом Брянской области от 10.08.2015 № 63-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области» государственных полномочий Брянской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, а также в целях формирования единого подхода к применению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, и административными комиссиями законодательства об административных правонарушениях.
2. Основные понятия,
используемые в настоящих методических рекомендациях
Переданные администрации государственные полномочия Брянской области:
- переданные исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений государственные полномочия Брянской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
- переданные органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственные полномочия Брянской области по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
Должностное лицо органа местного самоуправления, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях – служащий, наделенный в соответствии с муниципальным правовым актом полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях на территории соответствующего муниципального образования.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Законом Брянской области от 15.06.2007 № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области» или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).
Предупреждение –мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (статья 3.5 КоАП РФ).
Административный штраф – административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которое выражается во взыскании с правонарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (статья 3.5 КоАП РФ).
Событие административного правонарушения – это подтвержденный доказательствами факт того, что правонарушение имело место.
Состав административного правонарушения – совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно вредное деяние как административное правонарушение.
Субъект административного правонарушения – лицо, совершившее административное правонарушение.
Физическое лицо – вменяемое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
Законный представитель физического лица – его родитель, усыновитель, опекун или попечитель (статья 25.3 КоАП РФ). Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (например, свидетельством о рождении, записями в паспортах родителей о детях, документами, выдаваемыми органами ЗАГСа; полномочия опекунов и попечителей подтверждаются решениями судов, документами, выдаваемыми органами опеки).
Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетние в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (статья 32 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (статья 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица, о чем выносится соответствующее определение.
Должностное лицо (как субъект административного правонарушения) – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К должностным лицам относятся также лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций, руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данные лица несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статьи 2.4, 2.7 КоАП РФ).
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом (Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законный представитель юридического лица – его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с закономили учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (статья 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим следует учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности (в том числе руководитель его филиала или подразделения, юрист организации и т.п.), законным представителем юридического лица не является.
При этом следует учитывать, что права, принадлежащие законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица (пункт «з» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 71 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях...».
Защитник – адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (статья 25.5 КоАП РФ).
Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.
Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (статья 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке (статья 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом для участия в деле об административном правонарушении защитнику или представителю достаточно иметь доверенность общего характера, содержащую полномочия на участие в административных делах.
Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (статья 186 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представитель – адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему (статья 25.5 КоАП РФ).
Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (статья 25.2 КоАП РФ).
Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель вправе:
- не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
- давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
- пользоваться бесплатной помощью переводчика;
- делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную статьей 25.6 КоАП РФ.
Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее (то есть старше 18 лет) лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно только в случаях применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля(статья 25.7 КоАП РФ).
Стоит отметить, что с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия должностные лица органов местного самоуправления, сотрудники полиции не должны привлекаться в качестве понятых при производстве по делам об административных правонарушениях (Вопрос 12 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007).
Специалист – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (статья 25.8 КоАП РФ).
Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (статья 25.9 КоАП РФ).
Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (статья 25.10 КоАП РФ).
Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) по обращению к ним должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (статья 27.2 КоАП РФ)...
СКАЧАТЬ (полный текст документа)